
И третья проблема российского лесопромышленного комплекса (ЛПК) заключается в том, что оборудование и технологии, задействованные на предприятиях, морально и физически устарели. Износ техники на предприятиях лесозаготовки достигает 60-80%. Высокие пошлины на ввозимое зарубежное оборудование тормозит процесс обновления парка рабочей техники. Отказаться от «дедушкиных» технологий и перейти к прогрессивным технологиям лесопиления и деревообработки, значит, подтолкнуть отрасль к бурному росту. Выход ЛПК России из кризиса эксперты связывают с постепенным отказом от вывоза из страны леса-кругляка и переход к глубокой обработке древесины , что подтолкнет отрасль к приобретению современного производительного оборудования для заготовки и обработки. К примеру, Архангельская область внедрила скандинавскую технологию лесозаготовки с применением двух машин: харвестера и форвардера – многооперационных лесосечных машин, которые заменяют бригаду из 80 человек.
Машины выполняет полный цикл мероприятий, начиная валкой и заканчивая загрузкой материала. Автоматический режим работы обеспечивает максимальный выход деловой древесины. Повышенная проходимость современных харвестеров и форвардеров позволяет вести лесодобычу даже в болотистой местности, ходить по снегу, а также многократно передвигаться по одному следу, не повреждая почву. Сезонный характер работы лесозаготовителей становится круглогодичным. Ведущими производителями таких систем являются AFM, JCB, Komatsu, Caterpillar и Ponsse. Стоит отметить, что с недавнего времени подобные машины производятся и в России.
Что касается обработки древесины, то вывод отрасли на новый виток развития связан с созданием кластеров , комплексных центров деревообработки с полным циклом производства, высокой рентабельностью, финансовой и административной поддержкой со стороны государства. Кластерные структуры значительно повышают эффективность работы и управления входящих в них предприятий. Кластеры имеют большой потенциал для привлечения инвестиций, которых так не хватает деревообрабатывающей отрасли России, причем иностранные инвесторы, заинтересованные только в экспорте сырой древесины, способствуют разрушению отрасли. В Якутии и Вологде шаги по созданию кластеров уже предприняты, и действующие центры уже приносят дивиденды. Производственные, складские, торговые и офисные площади собраны под одной крышей, здесь же находятся авторизованные представительства по ремонту деревообрабатывающего оборудования.
Расположение кластера вблизи зон лесозаготовки, а также близость к сетям автомобильных и железных дорог позволяют снизить транспортную составляющую в конечной стоимости мебели или погонажных изделий. Не хватает нашей стране и технологий по безотходной переработке лесных ресурсов. По оценкам специалистов, до 30% срубленного дерева остается в лесу, еще 30% переходят в категорию дров, которые продаются в разы дешевле стоимости качественного пиломатериала. Наладка производственных линий по выпуску плит OSB, гранулированного древесного топлива (пеллет), подложек под напольные покрытия на основе хвои, а также стружечных материалов для строительства энергоэффективного жилья позволят извлечь максимальную выгоду из богатой природной базы России. И для этого также необходимо внедрение современных производственных линий полного цикла. Проблемы лесозаготовки и деревообработки носят комплексный общегосударственный характер, и их решение зависит от совместных действий власти и бизнеса.