Конспект урока по технологии на тему Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Конспект урока по технологии на тему Лесная и деревообрабатывающая промышленностьКонспект урока по технологии на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность» Как организовать дистанционное обучение во время карантина? Помогает проект «Инфоурок» Заборский Андрей Юрьевич. Муниципальное. общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа. с углубленным изучение отдельных предметов № 8. Г. Туймазы муниципального района. Туймазинский район Республики Башкортостан. Учитель технологии, высшая категория. Технология., 6 класс. РАЗДЕЛ: Технология обработки древесины. ФОРМА: текст конспекта урока. «Лесная и деревообрабатывающая промышленность» Цели: дать учащимся общее представление о лесной и де­ ревообрабатывающей промышленности, продолжить знакомство с пиломатериалами; воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материа­ лов; способствовать развитию логического мышления и памяти. Тип урока: урок освоения новых знаний. Методы обучения: беседа, лекция, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа, практическая работа. Наглядные пособия: Приложения 611-619. Используемая литература: 1) с. 21-27; 2) с. 51-53, 55-57, 89-91, 95-97); 3) с. 47-75; 5) с. 8-21, 74-79. Ход урока. I . Организационно-подготовительная часть. Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­ товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. П. Теоретическая часть. Изложение нового учебного материала. План беседы учителя с учащимися: Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Производство и применение пиломатериалов. 5.Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей про­ мышленности. 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Лес является источником получения древесины — ценного конструкционного и строительного материала, сырья для изго­ товления многих полезных продуктов. Но если бы люди только вырубали деревья и не заботились об их выращивании, леса на Земле давно бы исчезли. Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности (лесное хозяйство). Основными предприятиями лесной про­ мышленности являются лесхозы, состоящие из лесничеств. В лесхозах проводят рубку для ухода за лесом и отпускают лесоматериалы заготовителям; организуют сбор семян и выращи­вание посадочного материала; создают искусственные лесные на­ саждения в местах вырубок, на песках, у оврагов; организуют сбор и заготовку грибов, ягод, лекарственных трав; охрану леса от по­ жаров и вредителей; проводят осушение лесных земель; инспекти­ руют охотничьи хозяйства. Кроме того, работники лесхозов занимаются переработкой низкосортной древесины, ветвей с листьями, корней для получения различных продуктов (дегтя, скипидара), подсочкой (искусствен­ное ранение деревьев) хвойных пород для добычи смолистых ве­ществ (живицы). В лесхозах трудятся работники различных профессий, но ос­ новной является профессия лесовода. Она разделяется на ряд спе­ циальностей – лесничий, лесник и др. В лесхозах работают также машинисты лесопосадочных ма­ шин, вздымшики (сборщики живицы), аппаратчики лесотехни­ческих установок и др. Обработкой древесины занимаются труженики деревооб­ рабатывающей промышленности, включающей в себя произ­ водства пиломатериалов; клеёных слоистых материалов; ДСП и ДВП; изделий из древесины; специальные производства. Сырьем в производстве пиломатериалов являются хлысты и бревна. На окорочных станках с них снимают кору, а на лесопиль пых рамах, ленточно- и круглопильных станках получают различ­ ные пиломатериалы. Здесь заняты люди таких профессий, как вальщики леса, машинисты трелёвочных машин, раскряжёвщики, штабельщики древесины и др. Клеёные слоистые материалы и дре­ весные плиты изготавливают операторы и прессовщики. Производство изделий из древесины и специальные произ­ водства основаны на получении готовой продукции в зависимости от способа обработки (Приложение 611). Ведущие профессии деревообрабатывающего производства — столяр и плотник. Они должны в совершенстве владеть как ручным, так и меха­ низированным режущим инструментом, приемами разметки заго­ товок, контроля готовых изделий. 2. Заготовка древесины. Заготовку древесины для работы начинают с определения ее спелости, т. е. состояния деревьев, при котором они наиболее при­ годны для использования. После выбора деревьев их спиливают с помощью электриче­ ских или бензомоторных пил (Приложение 612) и на мощных тре лёвочных тракторах оттаскивают к сучкорезным машинам. Здесь обрезают ветви, сучья, вершины. Полученные хлысты на лесовозах отправляют для дальнейшей обработки. Материалы из древесины, сохранившие ее природную структуру и состав, называются лесо­материалами или лесными сортиментами. С учетом назначения лесных сортиментов для них устанавливают номинальные (стан­дартные) размеры. К номинальным размерам сортиментов делают обязательные прибавки — припуски, необходимые для сохранения номинальных размеров при обрезке (торцовке) загрязненных или расколовшихся торцов лесоматериалов. При раскряжёвке хлысты разделяют на отрезки различи длины: бревна, кряжи, чураки (Приложение 613). Бревна — круглые деловые сортименты, предназначены для использования в круглом виде или же для получения пиломатериа­ лов. Из них делают мачты судов, элементы мостов, столбы, строят жилища. Бревна, идущие на распиливание, получили название «пи ловочник» (длина их — 2. 6,5 м). Кряжи — круглые деловые сортименты, предназначены для получения фанеры, лыж, клепки, карандашей и др. Длина чураков (круглых сортиментов, отрезков кряжей) со­ответствует размерам, достаточным для обработки на станках. Толщину сортиментов измеряют с помощью мерной вилки, мерной скобы, складного метра, а длину — складным метром, мер­ ной рейкой, рулеткой (Приложение 614). Толщину бревен и кряжей измеряют в тонком торце (верхний отрез) и рассчитывают среднее значение между наибольшим и наименьшим диаметрами. Зная диаметр и длину сортимента, по специальной таблице определяют его объем в кубических метрах плотной древесной массы, такой объем называется плотным. Заготовленную древесину укладывают в штабели, объем ко­торых определяют по измерению ширины, высоты и длины. Между сложенными сортиментами имеются пустоты, поэтому такой объем называется складочным. Для перевода его в плотный объем поль­ зуются специальными таблицами. Много различных специалистов принимают участие в заго­ товке древесины. Спелость ее определяют таксаторы. Спиливают деревья вальщики леса, а к сучкорезным машинам их отвозят тре­левщики. Хлысты из спиленных деревьев получают операторы сучкорезных машин. Раскряжёвкой хлыстов занимаются раскря­ жёвщики. 3. Пороки древесины. Пороками называют недостатки отдельных участков древе­сины, ухудшающие ее качество и ограничивающие возможность использования. Их подразделяют на несколько групп (Приложе­ние 615). Сучок — это часть ветви, заключенная в древесине ствола. Сучки вызывают искривление волокон и годичных слоев древеси­ ны. Они могут быть расположены в древесине поодиночке и груп­пами, выходить на одну сторону доски (бруска) или проходить на­ сквозь, держаться прочно или выпадать. Трещина представляет собой разрыв древесины вдоль воло­ кон. Такой порок появляется чаще всего от усушки и повреждения древесины морозом, неравномерного нарастания слоев древесины. К порокам формы ствола относятся: кривизна (простая при одном изгибе и сложная при нескольких изгибах); овальность (форма попереченого сечения торца круглого лесоматериала); нарост (округлый и ребристый). Пороки строения древесины — это отклонения направления волокон по различным причинам. Наклон волокон выражается в отклонении направления воло­кон древесины от продольной оси ствола, а свилеватость — это вол­нистое или путаное расположение волокон древесины. Такие поро­ ки встречаются чаще всего в нижней части ствола и затрудняют раскалывание древесины. Глазки — разбросанные по древесине следы неразвившихся в побеги спящих (резервных) почек. Смоляные кармашки представляют собой узкие кармано образные полости между годичными слоями, заполненные смолой. Чаще всего они встречаются в древесине ели. Участки ствола, обильно пропитанные смолой, получили название засмолков. Эти пороки появляются в результате механического повреждения дре­ весины. Двойная сердцевина — это наличие в стволе двух сердцевин с самостоятельными годичными слоями. Снаружи эти слои окруже­ ны общей системой годичных слоев. Такая древесина легко рас­ трескивается, при ее распиловке увеличивается количество от­ходов. Прорость — омертвевшая в результате наружных поврежде­ ний кора, заросшая полностью или частично в стволе. По прорости древесина легко раскалывается. Грибные поражения — участки ненормальной окраски ядра и заболони. К ним относят рак и гниль. Рак — рана на вершине ствола дерева, зараженная паразити ческими грибами и бактериями. На хвойных породах в таких мес­ тах сильно выделяется смола. Древесина с раковым заболеванием рыхлая, засмоленная и хрупкая. Гниль образуется под действием дереворазрушающих грибов. В начальной стадии появления гнили древесина имеет ненормаль­ную окраску. С течением времени она превращается в труху. Червоточина — повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. Особенно поражается насекомыми древесина с корой. Червоточина может располагаться как на поверхности стволов под корой, так и внутри древесины. При изготовлении изделий из древесины следует размечать и разрезать заготовки так, чтобы пороки по возможности попадали в отходы. На производстве при поперечном и продольном раскрое пи­ ломатериалов пороки древесины вырезают станочники-распи­ловщики и операторы автоматических линий в деревообработке. Они должны хорошо знать породы древесины, ее пороки, уметь быстро их найти и экономично удалить. 4. Производство и применение пиломатериалов. После раскряжёвки часть круглых сортиментов (пиловочник) поступает на продольную распиловку. Подаются они туда с помо­ щью механического устройства — бревнотаски (Приложение 616). Бревна распиливают на специальных машинах — лесопильных ра­ мах (лесорамах) (Приложение 617). Внутри рамы закреплен в вер­тикальном положении режущий инструмент — постав пил (до 14 полосовых пил). Чаще всего бревна распиливают двухпроводным способом: сначала получают брусья, а затем и бруски (Приложе­ние 618). Некоторые виды пиломатериалов показаны в Приложе­нии 619. Основными из них являются брусья. Доски бывают обрезные и необрезные. У обрезных досок кромки обработаны так, что по всей длине образуют с пластью прямой угол. У необрезных досок кромки не обработаны или обра­ ботаны частично, у них остается обапол — часть неопиленной боко­вой поверхности бревна. Обрезные и необрезные доски бывают центральными, серд­ цевинными и боковыми. По качеству древесины наиболее ценными являются боковые. Лучшими являются пиломатериалы, на пласти которых меньше или совсем нет трещин и сучков. Разметку загото­вок ведут так, чтобы лучшая пласть оказалась после сборки наруж­ ной стороной изделий. При получении пиломатериалов стандартами предусмотрены допуски — отклонения от номинальных размеров в большую или меньшую сторону. Например, размер допусков для пиломатериалов хвойных и лиственных пород по длине равен +50 мм и -25 мм. Из пиломатериалов делают заготовки. Эту работу на пред­ приятиях выполняют станочники-распиловщики. Они должны знать технические требования и стандарты на пиломатериалы, особенно­ сти древесины различных пород, уметь выполнять пиление на са­ мых разных станках. Л получают пиломатериалы рамщики. Они закрепляют поставы пил, разрезают пиловочник и брусья в соот­ ветствии со стандартами. 5. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Окружающая нас природа охраняется законами. Установле­ны систематизированные своды законов — кодексы: Земельный, Водный и Лесной. (Термин «кодекс» в переводе с латинского — «книга».) Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископае­мым. Земельные ресурсы не безграничны. Промышленная дея­ тельность человека наносит ущерб природе. В воздухе с течением времени уменьшается содержание кислорода, увеличивается со­держание вредных для здоровья человека газов и ядовитых ве­ществ. Истощается плодородие почв, загрязняется вода, истребля­ ются ценные растения и животные. Все это обязывает человечество задуматься о своем будущем. От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задержи­ вают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талы­ми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохра­ няет в ней влагу. Разумный человек не будет без надобности разжигать в лесу костер, бросать горящие спички и окурки. Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравь­ ев съедает тысячи вредителей леса — гусениц. Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных, выращивают саженцы, из которых впоследствии вырас­ тают деревья. На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются от­ходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильт­ ры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и от­стойников очищают сточные промышленные воды. Заготовленную древесину надо максимально использовать в дело, меньше превращать ее в стружку и опилки. Природа не всегда в состоянии ассимилировать (перерабо­тать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках му­ сор наносит экологический вред природе и экономический вред хо­ зяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают ки­ слород из воздуха на гниение и горение. Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапли­ вают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание. Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно- защитиые зоны. Охрана природы — всенародное дело. III . Практическая часть. Лабораторная работа по изучению пороков древеси­ны и видов пиломатериалов. Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ ние — каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­ надобятся: Приложение 615, образцы пороков древесины, образцы пиломатериалов, измерительные линейки. изучите таблицу пороков древесины (Приложение 615); выпишите в тетрадь основные пороки древесины и их признаки; рассмотрите образцы древесины, имеющие различные по­ роки, назовите пороки и причины их происхождения; внимательно рассмотрите отрезки различных видов пило­ материалов, определите среди них обрезные и необрезные, боко­вые, центральные, сердцевинные; измерьте их толщину и ширину; заполните таблицу в рабочей тетради: IV. Итоговая часть. Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Уча­ щиеся получат новые знания о сборочном чертеже изделия из дре­ весины. Домашнее задание: повторить изученный материал; прочитать параграф 4 в учебнике (5, с. 21-28); узнайте, есть ли среди ваших родных и знакомых люди, ра­ ботающие в лесной или деревообрабатывающей промышленности, попросите их рассказать о своей работе.